1. Пойми клиента как самого себя
Человек, который пришел к тарологу, часто сам не понимает, чего хочет. Точнее, он понимает это внутри себя, а вот выразить это словами не может. Понять реальный запрос клиента должен таролог с помощью наводящих вопросов.
Например, Маша может задавать вопрос тарологу «Как ко мне относится милый?», имея ввиду совершенно другое — сможем ли мы пожениться и завести детей. А правда заключается в том, что милый Машу может очень любить, но продолжать жить на другом конце света и совершенно не планировать изменить ситуацию.
И мы должны Маше это понятно объяснить, и выяснить, чего же хочет Маша в своей ситуации — узнать, как он к ней относится, понять, какие перспективы их отношений или спросить совета, что делать, когда он на нее кричит. И все это может прятаться под вопросом «Ну он меня любит?».
2. Формулируй вопрос, будто ты юрист
Больше половины клиентов, которые приходят с мой кабинет, в первую очередь говорят: «Ну я не знаю, как это спросить». Открою секрет — он и не должен знать =) Правильно задать вопрос картам (кофейной гуще, монеткам и-Цзин…) — это наша работа.
Мы можем правильно прочитать расклад, только правильно сформулировав вопрос. А правильно сформулировать вопрос мы можем, только поняв запрос клиента (см. заповедь 1). Хороший таролог никогда (!) не будет делать расклад «нууу, на отношения». Потому что сначала нужно понять, есть ли они у клиента. Если есть — то нужен ли клиенту анализ, совет, перспектива, причины разлада… Если нет — то нужны ли клиенту причины, совет, или просто «когда появится мой милый»).
И тогда уже вопрос получается не «ну, на отношения», а «в чем причина того, что милый считает меня истеричкой».
3. Не запрограммируй клиента своего
«У вас 100% ничего не получится!». Скорее всего, что так и есть, конечно. Бывают такие расклады, когда ну никак. Но! говорить этого клиенту таким образом нельзя.
Фраза «Карты говорят, что, скорее всего, Ваш проект не сработает по следующим причинам: …» — это по сути то же, но мы оставляем клиенту возможность проявить свою волю и сказать «Ага, карты говорят. Сейчас я докажу!» и сделать все возможное, чтобы получить желаемое. Тем более, что в наше время, когда мы обладаем широким набором инструментов для гармонизации (начиная от банального психологического консультирования и заканчивая подбором астрологической даты), нет ничего невозможного. И говоря «это 100%», мы не даем клиенту даже возможности попробовать.
Поэтому любой прогноз, и плохой и хороший, должен быть сформулирован так, чтобы у клиента не осталось впечатления о злом надвигающемся роке. В крайнем случае, всегда можно взять колоду и спросить, каким образом можно выйти из ситуации по-другому.
4. Бери запрос прежде, чем взять колоду
У подруги таролога все плохо. У нее не складываются отношения с милым. Юный таролог, движимый благими намерениями, делает расклад и радостно выдает подруге, что ничего и не сложится. Подруга почему-то перестает общаться с тарологом, бормоча что-то под нос про «не твое собачье дело» и «не хотела этого знать, а теперь все».
Ситуация вторая — пришел человек спросить о работе, а мы почему-то сделали общий расклад на все сферы и сообщаем ему о неладах в семье. Отвергая право человека на то, что именно этого не знать не хотел.
Так делать нельзя. Мы говорим только о том, о чем нас спросили. И если это запрос «сделайте общий расклад и расскажите мне все», то мы делаем именно это. Если такого запроса не было — мы не лезем туда, куда не просят.
5. Не просмотри жизнь третьих лиц
«А посмотрите, найдет ли мой бывший в течении года новую девушку?», «А выйдет ли замуж моя дочка?» и другие подобные вопросы. Мы никогда лезем в дела других людей. Мы смотрим то, что связано с клиентом. Даже если брошенная девушка в горе, а мама в тревоге.
Даже вопрос «как он ко мне относится», для меня находится на грани допустимого — я для себя считаю неэтичным лезть в голову моих близких. Я никогда не делала расклад о том, как ко мне относится мой мужчина (ну разве что когда в своих лет 17 знакомилась с Таро). Я знаю тарологов, для которых это неприемлемо и в клиентской работе. Я в своей клиентской работе такие вопросы допускаю — людям важно понимать чувства близких, чтобы выстраивать гармоничные отношения, и не все обладают интуицией и проницательностью профессионального таролога.
Всегда можно вопрос переформулировать. «Как я могу гармонизировать свою жизнь после расставания?», «Как я могу помочь мужу с нашим семейным бюджетом?», «Насколько благоприятно для моей дочки, чтобы я помогла ей найти парня?». И тогда вопрос будет о клиенте и его ответственности за свою жизнь.
6. Доноси до клиента текст на языке его
«У Вас блок в Манипуре и куча подселенцев на Сахасраре!». Клиент приходит к нам, чтобы ему стало понятнее, что происходит в его жизни, а не за еще большим количеством вопросов. Хороший профессионал обязательно сумеет донести самую сложную информацию простым языком. Например, «Вам сейчас очень сложно проявлять активность — попробуйте начать заниматься спортом и говорить «нет», «Вам мешают убеждения, которые Вы принимаете за истину — к примеру, о том, что все мужики — козлы».
Перевести Таро на русский (или любой другой человеческий язык) — это огромный навык, который должен быть наработан. И тогда у нас не будет ни «нуу… эээ… в целом все хорошоооо…», ни «Вас окружают астральные энергетические потоки, которые портят карму Вашего рода» (бредовенько, да?). Нам же не нужен озадаченный клиент, которому мы сделали еще хуже, чем раньше?
7. Не сплетничай о клиенте с друзьями его
Часто к нам приходят люди по рекомендациям наших друзей, клиентов, знакомых. Они приходят потому, что рассчитывают на конфиденциальную помощь. Поэтому, если человек, направивший к нам Машу, спрашивает «Ну что там у Маши?», мы не имеем права на другой ответ, кроме как «пусть тебе Маша сама расскажет, если захочет».
Более того, я не понимаю практиков, которые описывают в блогах свои клиентские работы, даже не называя имени клиента. То, что происходит в нашем кабинете, там и остается. А лучший друг хорошего таролога — забывчивость)
Максимально я считаю приемлемым для себя в Школе Таро комментировать куски хрестоматийных раскладов, вырывая их из контекста ситуации и иногда приукрашивая для улучшения запоминания значений арканов
8. Уважай клиента как уважаешь себя
К нам ходят очень разные клиенты — те, чье мировоззрение нам близко, и те, кого мы совсем не понимаем. Те, кто у нас вызывает уважение и те, кто недоумение. Люди, разные по уровню внешней привлекательности, материального достатка, интеллекта, эмоциональности… Они приходят в поисках того места, где их поймут — даже если не смогут помочь разрешить ситуацию. Многим стыдно. Многие чувствуют вину. Некоторые находятся в горе или в потере жизненного смысла.
И все они имеют одинаковое право получить от нас информацию по своему запросу, на понятном языке, будучи уверенными в том, что их не осудят и не посмотрят свысока. Даже если один клиент еле-еле закончил 9 классов, и другой — доктор наук, они оба имеют право на доброжелательное отношение и одинаковый уровень услуги. Я не раз сталкивалась, как очередной гуру, свысока посмотрев на девицу, например, с накачанными силиконом губами, брал резкий и покровительственный тон, не оказывая помощи по причине «а что ей уже поможет». При том, что силиконовые губы — это не показатель интеллектуального уровня.
Тем не менее, какого бы у нас отвращения не вызывали силиконовые или натуральные губы, наличие или отсутствие трех любовников одновременно, русский или украинский язык — мы не имеем этического права нести это в консультацию. И, в конце концов, у нас всегда есть право отказать клиенту в консультации — это будет честнее, чем брать деньги за час работы, которая не принесла удовольствия нам и пользы клиенту.
9. Не перевешивай на клиента тараканов своих
Все мы во что-то верим. Одни считают, что в отношениях должна быть безусловная любовь, другие — баланс. Одни верят в том, что мы не должны строить ожиданий по отношению к партнеру, другие уверенны, что некоторые ожидания (к примеру, «я ожидаю, что он не будет меня бить» ) — вполне необходимы для здоровых отношений.
У всех нас в голове есть своя картина мира о том, как должно быть, и как не должно. Но эта картина мира должна оставаться за дверью нашего кабинета. Даже если таролог искренне верит, что «все мужики — козлы», он не имеет права так думать, когда у него в кабинете сидит клиент.
Мы не знаем, как правильно для другого. Наш жизненный опыт никаким образом не может помочь клиенту. Именно поэтому не работает кухонная подружкина психология, и именно поэтому «не обученный психологии, но с очень богатым жизненным опытом» человек не имеет права предоставлять психологические консультации. И, если человек предпочитает находиться в определенном формате отношений (к примеру, в манипулятивных), значит, зачем-то ему это надо. И он пришел со своими конкретными вопросами, а не за нашими нравоучениями.
10. Не советуй клиенту действий невыполнимых
«Вам нужно найти вдохновение!». Скорее всего, что клиент это и так знает, поэтому он здесь. Другой вопрос, что он не знает, где это вдохновение искать. Совсем не сложно выложить еще пару карт о том, что его может вдохновить или даже просто поговорить на тему «а что Вам вот прямо так нравится делать?», и, получив ответ, проверить, сработает ли это.
Намного более полезный совет: «Подумайте, чем бы Вы занимались, если бы не должны были зарабатывать? Хорошо, а после того, как выспитесь? Вот и поделайте это немного — это даст Вам нужный ресурс и вдохновение».
Тогда клиент уйдет с более-менее четкой инструкцией (но не в виде «Тааак, записывай. Утром встал, пошел в парк, пришел домой, вкусно поел. Все понял? Проверю») и, возможно, попробует в своей жизни что-то новое. Или то, что давно хотелось. А в этом и заключается наша задача=)
Удачи всем в работе!)
Из сети.