Вальпургиева ночь и Бельтейн

Вальпургиева ночь.

В канун 1 мая, как и в канун 1 ноября, открывались границы между мирами, и нечистая сила всех мастей собиралась на свой праздник. Потому вечером 30 апреля всюду в Европе горели костры.

А у нечисти были свои пляски. Силы зла веселились повсюду, но особенную известность получила немецкая  Вальпургиева ночь. Каждый год в ночь на 1 мая на вершине Броккен  в горах Харц  слетаются на метлах, вилах и козлах тысячи европейских ведьм.

Начну с того, кто такая, собственно, эта Вальпурга!

Cвятая Вальбурга  — это реальная историческая фигура. Эта знатная британка родилась в Девоншире около 710 г. Она была дочерью Ричарда, одного из королей Западной Саксонии.

В возрасте 11 лет она была помещена на воспитание в монастырь, где провела 26 лет. Вальпурга отличалось блестящими знаниями в области иностранных языков и писательского, литературного искусства.

В  748 г., Вальпурга со своими сестрами-миссионерками отправилась по морю в Германию для развития там системы монастырей.  Разыгрался сильный шторм, и только когда Вальпурга  взмолилась небесам, все улеглось. С тех пор в Германии ее считают покровительницей мореплавателей. Позже она продолжила свой монашеский путь,  став аббатисой монастыря.

Через 100 лет после смерти Вальпурги, слава о ней несколько подзабылась и могилу ее осквернили. Тогда она явилась епископу, напомнить о себе. 1 мая, ее прах перевезли в  Айштадт, и захоронили в скале. Вскоре, из скалы стали вытекать капельки целительного масла. Вальпургу канонизировали и причислили к лику святых.

Это все хорошо, скажите вы, а Ведьмы здесь причем?

brockenКак я понимаю ход и значение событий: Европейские Ведьмы собирались на Лысой горе отметить шабаш Бельтейн, тот самый период, когда граница между мирами исчезает, и мир мертвых становится доступен живым, начало кельтского лета, свадьба Богов. Собирались Ведьмы в ночь на Вальпургу, то есть в ночь на 1 мая, наш шабаш, условно, маскировали под названием католического праздника.

Место проведения этих мероприятий известно многим. Для Вальпургиевой ночи пригодна гора, даже больше холм, на котором нет густой растительности, поэтому и называют ее Лысой. Классической Лысой горой считается, безусловно, Броккен в Германии. Есть еще Лысая гора под Киевом.

Теперь расскажу о самом Бельтейне.

Бельтейн – праздник порога, отмечающий смену времен года, окончание весны и начало лета, смену темной половины года, начавшейся на Самайн, на светлую. Кроме того, для части кельтских племен Бельтайн был точкой начала года.

 В викканской традиции Бельтейн – время сексуальной инициации Богини и Бога.

Считалось, что время между закатом кануна Майского Дня (Вальпургиева ночь) и восходом солнца следующего дня разные духи меняют место своего обитания. Также считалось, что магия, как добрая так и злая, в это время года наиболее могущественна, некоторые даже осмеливались предположить, что могущественнее, чем в Хэллоуин. Вот почему Бельтейн, второй из четырех главных праздников в кельтском календаре, окружает такое количество суеверий.

Считалось, что надо раскидать желтые примулы у порога, чтобы защитить дом, и ни один фейри не сможет пересечь линию из примул. Дети собирали букеты из разнообразных цветов и помещали их на подоконники, вешали над дверью, под крышей, раскладывали их на дорожке, ведущей к дому, а также вокруг колодцев. Некоторые для защиты украшали цветами уздечки лошадей, рога и хвосты коров, толкачи маслобоек и ручки подойников.

Костры Бельтейна.

firearchКостры складывались из девяти разных пород деревьев. Основной костёр складывался на холме или любой другой возвышенности, но он был не единственным: еще один или несколько костров складывались у подножия холма – нижние огни использовали для очищения животных. Вокруг костра часто выкапывался кольцевой ров – для присутствующих людей, чтобы они находились заведомо ниже огня.

В некоторых областях праздничный огонь непрерывно поддерживали несколько дней, и в этот период были обязательными ежеутренние приветствия восходящему солнцу. Вообще, традиция разведения огня на возвышенности в майскую ночь свойственна почти всем европейским народам.

Костры на Бельтейн носили очистительный характер, в нем сжигали все лишнее, ненужное, накопившееся за период темного времени года, все старые обереги, талисманы, и ставшими изношенными предметы утвари. Прыжки через костер тоже приветствовались, чем выше прыгнешь, там больший урожай зерновых привлечешь. Прыгали обычно без одежды, в целях безопасности.

Бельтейн – это также праздник растительности, цветов, зелени, роста, семян. Кельты уходили в лес на всю ночь, праздновать, и с утра возвращались, неся с собой березки и другие зеленые ветви для украшения домов.

Деревца часто заменялись майским шестом – тоже символом мирового древа, объединяющего миры, или, если угодно, – фаллическим символом бога, оплодотворяющего по весне землю.Майский шест со временем полностью вытеснил молодые деревца, изначально использовавшиеся в весенней обрядности. Шест увенчивался оплетённым цветами колесом (или к его верхушке подвешивался на лентах большой венок, окружающий шест), и сам украшался цветами, листьями и длинными разноцветными лентами для танца, и он становился, наряду с кострами, центром праздника.

Обычай избрания майской королевы сейчас известен почти во всех областях Англии. Майской королевой становилась самая красивая девушка, которую короновали возле майского шеста, и она становилась одним из главных действующих лиц праздника. Ее свита – другие девушки и ряд карнавальных персонажей: шут-Панч, человек-всадник, мужчина, обряженный женщиной, шесть мужчин-танцовщиков, с вычерненными лицами, исполняющих либо танец с палками, либо танец с мечами. Иногда к свите майской королевы присоединяется «Зеленый Джек». Противостоит майской королеве процессия Зимнего Короля, облаченная в лоскуты и солому — свиты этих персонажей при встрече дерутся друг с другом. Процессии майской королевы (или только свита) обходили дома «благословениями».

Еда Бельтейна.

Собственно, при учете ведения натурального хозяйства к началу весны из «изысков» почти ничего не остаётся.

Поэтому первое и основное – пирожки «с чем осталось в кладовой», преимущественно с зеленью – в частности и с той, которую предусмотрительная хозяйка успела вырастить на подоконнике. В пирожки же отправляются остатки мёда, сушеных яблок и пр.

Похлебка из зелени – зелёные щи, щавелевый суп (можно с сухими грибами).

Молоко – подслащенное мёдом, сахаром, «миндальное молоко», заварной крем

Ну и пиво, оговорённое классиками)

В разделе Видео есть небольшой ролик про Бельтейн.

Счастливого вам Бельтейна!

Источник: Ирина Золотинка и Ведьма

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники